17.11.2017 Кое-что о «критике» на выступление Рафаэля в Логроньо
A propósito de la crítica del concierto de Raphael en Logroño
Кое-что о «критике» на выступление Рафаэля в Логроньо
A propósito de la crítica del concierto de Raphael en Logroño
Если бы не «письмо в редакцию», написанное Асунсьон Гарсия, мы вряд ли стали бы публиковать печально известную попытку «создать критический разбор» недавнего выступления Рафаэля в Логроньо, с изрядным опозданием (больше недели) появившийся в местной прессе. А поскольку письмо доньи Асунсьон показалось нам более чем достойным публикации, поневоле пришлось указать на причину его появления!
Честно говоря, не было у нас не малейшего желания возвращаться к этой теме: ну, прочитали мы в меру неадекватную публикацию, ну, обсудили ее с друзьями – здесь и по почте… Ну, посетовали: «надо же, а мы еще, помните, всё ждали – когда же этот портал опубликует еще и словесный обзор – вслед за публикацией таких классных снимков с концерта!»
Вот они и «опубликовали»!
Рафаэль имитирует Рафаэля
Raphael imita a Raphael
Диего Марин А., 14 ноября 2017-11-17
http://www.larioja.com/culturas/raphael-imita-raphael-20171105002342-ntvo.html
Певец был близок к тому, чтобы полностью распродать билеты в большой зал Риоха-Форума на свое представление «Infinitos Bailes»*. В его 74 года быть на сцене во всеоружии – это уже заслуга, но цена на билеты, доходившая до 90 евро, казалась чрезмерной.
Вчера Рафаэль почти сумел заполнить аудиторию Риоха-Форума, чтобы представить там песни со своего нового диска «Infinitos Bailes». И это в самом деле была презентация, потому что публика оставалась безучастной по отношению к незнакомым темам. И сам артист в начале концерта признался, что «счастлив вновь побывать в Риохе» и добавил: «Я прекрасно знаю, за чем вы пришли». И потому вскоре использовал тяжелую артиллерию, каковой является «Mi Gran Noche», хотя затем пришлось больше часа ожидать, чтобы вновь услышать другие его знаменитые песни.**
За это время можно было познакомиться с подлинным Рафаэлем, артистом, которого знает вся Испания, но которого немногие видели вживую. Певцу уже 74 года, и в этом возрасте быть в полной форме на сцене – уже заслуга, но вот голоса, по меньшей мере, вчера, Рафаэлю уже недоставало. Более того, по временам он едва не «давал петуха».
К его поколению принадлежали другие два певца – гораздо лучше, чем он: такие, как Нино Браво и Камило Сесто. Первый погиб в авиакатастрофе, а Рафаэль показал себя значительно более разумным, чем второй – тем, что сумел куда успешнее продвинуть свою карьеру и противопоставить нехватку голоса (которого у Камило Сесто и Нино Браво было в избытке) театральностью и зрелищностью.
Но получается так, что Рафаэль стал в большей степени неким персонажем, чем артистом, и возможность видеть его на концерте (убеждаясь, что его характерные жесты сделали знаменитыми скорее его имитаторы, чем он сам) вызывает ощущение, что перед тобой с большей вероятностью выступает подражатель, чем оригинал. В какой-то мере исполнение Рафаэля получается шутовским. И он даже танцевал, когда часть аудитории пела ему: «Этот Рафа, этот Рафа, эх!». Наверняка точно так же «совсем не одно и то же» – смотреть Ролингов 70-х и сегодняшних, Мика Джаггера с теми же его 74 годами, или видеть Брюса Спрингстина 80-х и того, что в настоящее время, в его 68 лет… И также не одно и то же – видеть Рафаэля сегодня и того, что был много лет назад.
Цена билетов на вчерашний концерт колебалась от 65 до 90 евро. И, по правде, кажется по меньшей мере сомнительным – стóит ли платить 90 евро (15.000 песет) чтобы увидеть выступление... ну, хотя бы воскресшего Лучано Паваротти в роли Родольфо в миланском Ла-Скала. Существует точка, в которой музыка, как и любое художественное выражение, преодолевает свою концепцию, чтобы превратиться в бизнес. И вчерашний спектакль был одним из таких случаев.***
Выражусь яснее: вчерашний концерт в Риоха-Форуме не стоил того, во что обошелся. Ни 90 евро, ни 65. А в остальном – нельзя отрицать, что публика, очень пожилая в большинстве своем, наслаждалась представлением. На сцене певца сопровождали семь музыкантов, придававших репертуару современную эстетику в стиле рок, исполняя партии от аккордеона до укелеле. Концерт являл собой продолжительное «выступление группы поддержки», и в первых рядах Рафаэль пел, в том числе, даже с дюжиной «группи» - дам, которые стоя аплодировали любому жесту и каждой песне Рафаэля. Настоящие целиком и полностью преданные почитатели.
_______
*Очередная неточность, свидетельствующая об элементарном верхоглядстве
**Еще один пример поверхностного суждения автора: если лично он не знаком с репертуаром артиста и слышал только лишь Барабанщика, Скандал и Мою Чудесную Ночь – это не означает, что публика Рафаэля не ценит другие его хиты!
***Ну вот, опять про «вдохновение»! Но рукопись-то всё же можно продать, а?
Рафаэль в окружении своих музыкантов во время вчерашнего выступления в РиохаФорум – фото: Хуан Марин
Иной раз очень трудно бывает отделаться от ощущения, что авторы рецензий, претендующих на беспристрастность и объективность, как бы пытаются свести счеты с объектами своих исследований – ну, что тут поделаешь, вот прямо так это и возникает в каждом абзаце, в каждом их «непредвзятом» выпаде!
Если бы мы хотели уподобиться этому «милому» человеку, нам, наверно, следовало бы начать свою «отповедь» со слов: «уж не знаем, кто там и за что не заплатил г-ну Диего Марину – скорее всего, просто не рассыпались в восторгах и благодарностях за фотки, опубликованные в его издании – но только разобрало-то его не по-детски…» ну, и дальше – представить разбор его критической статьи, которая сама по себе никакой критики не выдерживала, просто потому, что написана была откровенно слабо.
Хотя, сказать по правде, подобные «критики» и не бывают сколько-нибудь сильными: от них или за версту несет вкусовщиной, или с первого до последнего слова в них читается некая обиженность на артиста, и это сразу же дает ощущение абсолютной необъективности авторов… и, следовательно, несомненной слабости их позиции – и этим все сказано, и этим исчерпывается уровень интереса, который можно проявить к их писаниям.
Слабостью таких статеек является и их неизбежная приблизительность в деталях: ну вот обязательно они что-то да напутают! Мелочи? Да нет: это тоже индикатор уровня – рассуждать на темы, о которых имеешь весьма слабое представление. Ну вот, как, например, об обстоятельствах смерти Нино Браво – в данном случае.
А еще – это «попреки деньгами». Не потому, что это некрасиво, а потому, что крайне глупо!! Ребята, ну, в чем дело?! Любой объект стоит столько, за сколько его можно продать! Не Музыка, не Искусство – они, конечно, бесценны! – а место в зале, где выступает Рафаэль. Не нравится? Да не плати, не покупай, не ходи туда! И, пожалуйста, не рассуждай на эту тему!
Хотя… «самое обидное», как сказала наша юная подружка «что он-то, автор, побывал на концерте бесплатно – просто так, за здорово живешь, на правах прессы!» Вот и допускай таких деятелей на концерты! (Пардон-пардон, нечаянно как-то получилось сходство со знаменитой фразой из кинофильма «Любовь и голуби», это не специально и без намеков!)
Ну, и стоит после всего вышесказанного как-то особо разбирать нетривиальные взгляды автора статьи на искусство отдельно взятых исполнителей?
А фото, кстати, у господина «не Диего, а Хуана, но тоже Марина» и в самом деле очень хорошие. Ну, не гениальные, может быть, но профессиональные и качественные. И хотя «затыкать кому-либо рот» – последнее, что мы стали бы делать в этой жизни, всё-таки невольно возникает ощущение: а, может, лучше бы авторам издания и ограничиться в своих публикациях тем, что они умеют – такими вот отличными фотографиями!
Ну, и наконец – хотя с этого следовало бы начать! – вот перевод письма в редакцию, присланного сеньорой Асунсьон Гарсия и послужившего причиной и поводом нашей публикации:
Относительно критической статьи о концерте Рафаэля
A propósito de la crítica del concierto de Raphael
Asunción García, 15 ноября 2017
http://www.larioja.com/opinion/cartas-al-director/proposito-critica-concierto-20171108003045-ntvo.html
«В этом письме я хочу коснуться статьи о недавнем выступлении Рафаэля в Риоха-форуме, опубликованной в данной газете. В статье утверждается, что когда звучали первые песни, публика оставалась «бесстрастной», синоним «безразличной, бесчувственной, апатичной». Я с этим полностью не согласна. Когда звучат новые темы, публика внимательно вслушивается в их слова, а когда речь идет о Рафаэле – особенно, потому что он свои песни «рассказывает». Значит, мы внимательно слушали и наслаждались, что сильно отличается от «невозмутимости».
Автор критической статьи Диего Марин утверждает, что поколение артистов, к которому принадлежит Рафаэль, располагало двумя другими и гораздо лучшими певцами – и упоминает Нино Браво и Камило Сесто. Спору нет, у обоих были хорошие голоса, но автор допускает ошибку, сообщая, что Нино Браво погиб в авиакатастрофе, в то время как на самом деле это была авария на шоссе, в 1973 году, в Вильярубио (Куэнка).
К сожалению, Нино Браво покинул этот мир, но где теперь Камило Сесто? Конечно, голос Рафаэля в его 74 года временами звучит с надломом, что логично, но это делает его еще более значительной фигурой на сцене. Стоит напомнить, что Леонард Коэн под конец уже не пел – почти декламировал … Не следует недооценивать большого артиста, способного заполнять театры, куда бы он ни приехал.
Я никогда не покупала его дисков, я не являюсь страстной его поклонницей, но в субботу я побывала на концерте будущей легенды испанской музыки и уверяю Вас, он показался мне великим артистом. И, само собой, за искусство следует платить, точно так же за концерт, как и за картину...»
И, наверно, не лишним будет напомнить о впечатлениях, резко отличающихся от тех, что вынес с концерта Рафаэля г-н Диего Марин – впечатлениях, которыми поделились в соцсетях многие из побывавших на том великолепном спектакле Дива Линареса:
http://raphaelspaceclub.com/rafael-novosti/raphael-en-logrono-el-publico-en-pie-desde-el-primer-minuto.html